СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ
На современных ВС широкое применение находят сжатые газы: воздух, азот, кислород. Сжатый воздух используется в качестве источника энергии в пневмоприводах, для наполнения пневматиков колес шасси, для уплотнения дверей и люков. Кроме того, сжатый воздух широко применяется при ремонте самолетов, для привода пневматических инструментов, проверки герметичности кабин и других целей. Азот используют для заправки амортизационных стоек шасси, гидроаккумуляторов, пневматиков колес, в системах нейтрального газа. Кислород необходим для обеспечения жизнедеятельности экипажа при высотных полетах, а в некоторых случаях и пассажиров, например страдающих сердечной недостаточностью.
Для заправки самолетных потребителей, стационарных и переносных баллонов, гидроаккумуляторов, амортизационных и других агрегатов применяют газозарядные машины: компрессоры низкого давления КНД-2, КНД-3 с давлением сжатого воздуха 0,01—0,2 МПа и производительностью 500—2000 м3/ч, компрессорные станции высокого давления АКС-8, УКС-400В-П4, УКС-630, УКС-400В-131, сжимающие воздух до давления 0,5—40 МПа, с производительностью 115—140 м3/ч; воздухозаправщики 5Л94 с максимальным давлением до 40 Мпа, передвижные воздухозаправщики ВЗ-20-350, с рабочим давлением в баллонах до 35 МПа. Кислородо и азотозарядные станции АКЗС-75М, УГЗС 2М, позволяют заправлять самолетные потребители до давления в 35 МПа.
Компрессоры низкого давления КНД-2, КНД-3 применяют для проверки герметичности кабин. Они представляют собой одноступенчатые поршневые компрессоры, установленные на прицепном колесном шасси. Привод компрессоров осуществляется от двигателей внутреннего сгорания.
Компрессорные станции высокого давления УКС-400 и УКС-630 используют в основном для заправки воздушных баллонов и позволяют получать давление сжатого воздуха до 40 МПа вследствие его многократного сжатия в многоступенчатом компрессоре, приводимом во вращение от двигателя внутреннего сгорания.
Воздухозаправщик 5Л94 - смонтирован на шасси прицепа. Воздухозарядная система, состоящая из батареи транспортных баллонов, воздухопроводов, коммутационной и регулирующей арматуры, установлена в съемном металлическом кузове. Доступ к оборудованию осуществляется через люки на бортах и в задней части кузова
Воздухозаправщик ВЗ-20-350 представляет собой спецмашину на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Воздухозарядная система, состоящая из батареи транспортных баллонов, воздухопроводов, коммутационной и регулирующей арматуры, установлена в съемном металлическом кузове. Доступ к оборудованию осуществляется через люки на бортах и в задней части кузова.
Кислородозарядные станции АКЗС-75М предназначены для хранения, транспортировки и заправки самолетных баллонов медицинским кислородом и чистотой не ниже 99,2% и влажностью не более 0,07 г/м3. Смонтирована на шасси автомобиля ЗИЛ-131. Металлический кузов, в котором установлено специальное оборудование, разделен перегородкой на два отсека: балонный и компрессорный. В баллонном отсеке установлена батарея из 18 кислородных баллонов с запасом кислорода 135 м3. В компрессорном отсеке располагаются поршневой компрессор, щит с кислородной коммуникацией и пожарная система.
Автомобильная углекислотно-зарядная станция АУЗС-2М-131
Автомобильная углекислотно-зарядная станция АУЗС-2М-131 предназначена для наполнения углекислотой огнетушителей и углекислотных баллонов бортовых противопожарных систем и систем нейтрального газа летательных аппаратов.
Краткое описание. Станция смонтирована на автошасси ЗИЛ-131 и имеет утепленный кузов автобусного типа. Кузов снабжен отоплением от выхлопных газов двигателя. Зарядка бортовых баллонов летательных аппаратов и огнетушителей может производиться из собственного запаса углекислоты и посторонней емкости путем перекачки. Станция позволяет производить обезвоживание технической углекислоты и очистку ее от механических примесей.
Специальное оборудование станции состоит из компрессора, щита управления, кислородно-водяного холодильника, двух осушителей, водомаслоотделителя, размещенных в передней части кузова, рампы баллонов и тележки с весами, размещенных в задней части кузова за щитом управления.
Установка воздушного запуска авиадвигателей УВЗ 2.
Для мощных авиадвигателей применяются воздушные системы запуска. С помощью передвижных установок воздушного запуска осуществляется запуск двигателей самолетов Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ил-76.
В системе воздушного запуска сжатый воздух от бортового или наземного источника подается на специальный воздушный стартер, представляющий собой высокооборотную воздушную турбину. Он соединяется с помощью редуктора с валом авиадвигателя и обеспечивает его раскрутку.
По сравнению с электростартерной системой запуска воздушная пусковая система отличается относительной простотой, высокой надежностью, большой располагаемой мощностью пускового устройства при малой массе и габаритных размерах